+7(863)(59)96-3-43
Пн - Пт с 07:00 до 17:00
347737, Ростовская обл., Зерноградский район, х. Большая Таловая, ул. Ленина 6а
Три "подарка" человеку.
Учиться учиться и еще раз учиться ♥
14.09.2013

Три "подарка" человеку.

Урок по природоведению в 5 классе.

Учитель Захарюта О.В.


Тема: «Три «подарка» человеку. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте».

Цели: 
формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу; развитие чувства сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду; 
формирование умений работать с разными источниками информации, индивидуально и в группах; развитие логического мышления. 
Оборудование: магнитофон с записями звуков природы, раздаточный материал для работы в группах, оборудование для иллюстрации действия серной кислоты(пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги и т.д.), рисунки. 
Ход урока 
Вводная часть 
Учитель беседует с детьми о праздниках и подарках. 
- Мы не случайно говорим с вами о подарках. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь. 
- Не только мы делаем подарки, но и нам их делают. Природа тоже сделала подарки человечеству. Как вы думаете, какие? Один из подарков – это прекрасные пейзажи (на доске выставка из рисунков о природе – домашнее задание). Другой – это звуки природы. Давайте их послушаем.(прослушивание звуков природы) 
Учитель: Человек – старший сын природы-матери со временем становился все более умелым, умным, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит, и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Вот о таких подарках сегодня и пойдет речь. 
Ребята, давайте вместе подумаем, что мы сегодня должны узнать на уроке. (формулируются цели и записываются на доске и в тетради). 
Оптимизация уже имеющихся знаний. 
Учитель: Ребята, что же нужно для достижения нашей цели? Давайте проверим вашу сообразительность. Отгадайте загадку. 
Через нос проходит в грудь 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, и все же 
Без него мы жить не можем. 
(воздух) 
А теперь какая группа быстрее составит слово из букв? 
М Е А Ф А Т О Р С 
3 7 1 6 9 2 4 8 5 
А кто может сказать, как связаны эти два слова? (воздух и атмосфера) 
- Вот и «подарки», о которых мы говорим на уроке, тоже связаны с атмосферой. 
Давайте вспомним, что входит в состав атмосферы? 
Объяснение нового материала. 
Парниковый эффект 
Учитель: - Мы уже знаем, что в атмосфере содержится углекислый газ. Часто с ним связаны удивительные случаи. Один из них рассмотрен в задаче. Решите ее, пожалуйста. (текст задачи на листах). 
А теперь давайте послушаем докладчиков, подготовивших материал по этой теме. 
Ребята, сейчас весна, и на огородах делают специальные сооружения, которые удерживают тепло земли. Как их называют? То же самое, благодаря углекислому газу, происходит на всей Земле. Какое название получило это явление? Как обозначается углекислый газ? Давайте запишем в тетрадь новые понятия: парниковый эффект, углекислый газ, СО2. 
Давайте выясним, что мы узнали о первом «подарке» человека. Для этого заполните пропуски на карточке. При необходимости используйте учебник. (обсуждение и заполнение в группах) 
Что же должен сделать человек, чтобы это явление не развивалось? (Ответы детей) 
Озоновые дыры 
Представьте, ребята. что мы с вами поднимаемся на дирижабле. Вдруг на высоте 11 километров мы ощущаем знакомый запах. Так пахнет дождем. Но вот чудеса: дождя нет, а запах есть. Что за волшебство? Это озон. 
Давайте послушаем наших докладчиков. 
Запишем в тетради новые понятия: озоновые дыры, озон, О3. 
Учитель: -Велика будет беда, если не станет у Земли защитника – озона. Земля станет пустынной и тихой. Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить это? Представьте, что ваша группа – это ученые, работающие над данной проблемой. Внесите свои предложения. (В группах обсуждения, по итогам – фронтальный опрос). 
Физкультминутка 
Если прячется скорей 
Воробей, 
Раскрываются зонты, 
Как цветы, 
И торопится трамвай, - 
Догоняй! 
На бульварах суета – 
Красота! 
А в подъездах теснота – 
Скукота! 
В лужах, в лужах – пузыри, 
Посмотри! 
Это значит, дождь идет. 
Вот! 
Кислотные дожди 
Все мы любим живительные дожди. Им радуются и человек, и животные, и растения. Но оказывается, человек «подарил» всей планете и себе вредный кислотный дождь. Откуда же берется кислота в небе? Давайте послушаем наших докладчиков. 
После докладов запись в тетради новых понятий: кислотный дождь, кислота. 
А теперь давайте убедимся, что кислотные дожди действительно губительны для всего живого на Земле. 
Учителем демонстрируется воздействие концентрированной серной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, листа растения. Учащиеся заносят результаты наблюдения в таблицу. 
Воздействие серной кислоты на различные тела 
Объект воздействия 
Результат воздействия 
Беседа о том, что произойдет с Землей, если везде будут идти кислотные дожди. Как мы можем этому помешать? Таблица 17.

    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: